10 июня 2012 года бригада поисковиков центра "Искатель" выдвинулась к месту захоронения у сельского кладбища с.Лиховищи Белевского района Тульской области.
Немного напомню предысторию.
В апреле 2011 года на имя Губернатора Тульской области В.Д. Дудки поступило обращение от некой местной жительницы, которая указывала, что якобы на месте, куда приближается сельское кладбище, есть неучтенное воинское захоронение. В нем покоятся останки 1 000 (одна тысяча) воинов РККА, якобы им было по 20 лет, а местные жители "после боя собирали этих мертвых ребят". Гражданка просила перенести захоронение, так как никто за ним не ухаживает.
Военный комиссариат Белевского района совместно с Администрацией Белевского района обратились во время поисковой экспедиции 2011 года к поисковикам с просьбой "провести разведочно-поисковые мероприятия" и в случае подтверждения информации "произвести эксгумацию тел, их захоронение в соответствии с воинским ритуалом".
В 2011 году поисковики отрядов "Вечность" (Тула), "Патриот" (Латвия), "Харон" (Кострома) во главе с Павлом Тимохиным провели разведку, заложили на месте предполагаемого захоронения 3 разведочных шурфа. В одном из шурфов были обнаружены останки 2х воинов РККА. На груди одного из них сохранились остатки гимнастерки. На том месте, где был карман гимнастерки, был обнаружен православный крест, к слипшийся с эбонитовой капсулой личного опознавательного знака. К сожалению, медальон был пуст. Оба воина захоронены 7 мая 2011 году у Кургана Славы г.Белева
Штаб поисковой экспедиции принял решение законсервировать раскоп, т.к. продолжение работ было связано с необходимостью выемки большого количества тяжелого плотного и вязкого грунта, а как раз в это время были начаты эксгумационные работы на массовом захоронении в д.Кализна.
В 2012 году начальник международной поисковой экспедиции "Вахта Памяти-2012", руководитель поискового центра "Искатель" Денис Садовников, по согласованию с местными властями и органами военного управления, запланировал возобновление работ в с. Лиховищи.
10 июня поисковиков из отрядов "Дон", "Военкор", "Муравский шлях", "Первый", "Харон" застал при проведении работ ливень, который не давал приступить к процессу эксгумации. Хорошо, что Денису Садовникову, начальнику поисковой экспедиции, удалось договориться с местным отделом военного комиссарита о предоставлении для работ экскаватора, который снял более полутораметров грунта, прекрывающего захоронение. Раскоп был закрыт до утра, накрыт тентом, а утром почти до обеда пришлось проводить ирригационные мероприятия.
11 июня поисковикам открылась вся картина захоронения. Останки находились на глубине более 2х метров от дневной поверхности, лежали в тдва пласта. Погребены они были летом (такой вывод руководитель работ сделал по остаткам растительности, втоптаным в дно захоронения). Из сопутствующего материала - только пуговицы от гимнастерки, а также медицинские шины. Характер грунта был таков, что кости скелета сохранились чрезвычайно плохо, но зато почти у всех погибших сохранились остатки волосяного покрова - можно было пределить даже цвет волос. Работы были осложнены большой глубиной залегания, вязким и плотным грунтом, а также тяжелым застойным воздухом и стойкий сильным гнилостным запахом. Погода не баловала: то заливала дождем, то обжигала солнцем.
По ряду характерных признаков руководителем работ было установлено, что нами обнаружены люди, умершие в госпитале, а также, что захоронение производилось летом, когда фронт уже откатился из этого места. Кроме того, в результате стратиграфического исследования, было очевидно, что захоронение произведено в два этапа с разницей в несколько дней.
О результатах работ и сделанных выводах было сообщено начальнику отдела военного комиссариата Тульской области по Белевскому району Олегу Борисовичу Семенову. Поработав несколько часов в ОБД, Олег Борисович сумел установить имена всех обнаруженных воинов!!!Найденные воины действительно умерли в 122 МСБ, 434 ОМСБ 121 гв. сд (23.9.1943 преобразована из 342 сд) в июне 1942 года. Погребение действительно производилось в два этапа с разничцей в несколько дней. Сопоставление протокола эксгумации и книги учета умерших по характеру ранений позволяет идентифицировать и индивидуализировать каждого воина.
Оказалось, что, все эти воины числятся перезахороненными в селе Мишенское (родине В.А.Жуковского) 30 ноября 1964 года. Но по паспорту захоронения из Лиховищ перезахоронены не 11, а 12 человек. Согласно книге учета умерших, Степан Трофимович Матвеев был захоронен не в с. Лиховищи, а в д. Юрьевка. В настоящее время идет дальнейшее исследование с целью установления двух воинов, обнаруженных в том же захоронении в 2011 году. По предварительным сведениям, среди погибших один офицер - Светлаков Иван Данилович, мл.лейтенант, командир взвода.
Останки воинов переданы военному комиссариату, захоронение планируется на осень в селе Мишенское. Также осенью планируется погребение на Кургане Славы 8 воинов, обнаруженных в траншее в районе д. Зайцево.
Благодарю от лица центра "Искатель" всех за активное участие и подготовку к экспедиции: Дениса Садовникова и Дмитрия Куренкова, Полину Татагашкину и Александра Татаринова, Вячеслава Щербакова и Ирину Граванову, Марию Никитину и Александру Бокову, Дмитрия Тимачева и Ивана Волкова, Дмитрия Самосвата и Евгения Годунова, Михаила Владимирова и Александра Четвернина, Романа Карчевского и, конечно же, Семенова Олега Борисовича.
Анастасия Забелина
Фото Дмитрия Тимачева
Немного лирики
P/S В ходе проведения экспедиции в Лиховищах Координационный Совет 11 июня аттестовал на право ведения работ по эксгумации человеческих останков Александра Татаринова, Полину Татагашкину, Романа Карчевского и Дмитрия Тимачева, а также аттестовал условно сроком на 6 месяцев Дмитрия Самосвата.