Алексинский лагерь НКВД № 53. Часть 2

6 ноября 2013 - Валерий Попов

 Платунов Евгений: 

Сов. секретно

Заместителю наркома внутренних дел Союза ССР, комиссару госбезопасности 2 ранга тов. Круглову, г. Москва

На Ваш № 52/13436 от 13.07.1943 г.

При этом направляю альбом с наличием в нем 35 фотоснимков о деятельности спецгоспиталя 1512, дислоцируемого в г. Славгороде Алтайского края, и отзывы 21 военнопленного, находящегося на излечении в этом же госпитале.

Приложение: альбомов - 1, отзывы на 78 листах.

Начальник Управления НКВД по АК полковник госбезопасности Антонов
9 августа 1943 г. № 400713, гор. Барнаул
(Ф. 17, оп. 1, д. 21, л. 101) 

< >

Текст беседы с военнопленным

Отзыв военнопленного спецлагеря № 1512 Ганса Оскара Бренделя, проживавшего в Бишофроде у Эйслебена, округ Галле

9 января в Кисловодске я попал в плен. Моя радость - находиться среди солдат Красной армии - была велика. Со мной хорошо обращались, хорошо кормили, и я писал листовки при штабе дивизии. Затем меня перевели в лагерь, откуда я вследствие своей болезни попал в госпиталь

Здесь я имею врачебную помощь, питание и нахожусь среди хороших русских людей. Если бы моя семья знала, как хорошо мне здесь живется, она бы не беспокоилась обо мне, так как у меня есть все, что нужно человеку, чтобы жить прилично.

У себя же в рабочей роте со мной обращались плохо, кормили скверно, в то время как офицеры жили за наш счет.

В прифронтовой полосе я мог наблюдать, как спекулировали фашистские офицеры продовольствием за наш счет, как гестаповцы и эстонцы чинили зверские расправы над населением и расстреляли много русских коммунистов, в то время как в Германии целые города исчезают с лица земли благодаря англо-американским воздушным налетам, а население голодает и непосильно работает и находится под властью фашистского террора.

Гитлеровская банда насилует целые народы и разожгла кровавую войну против мирного советского народа, в которой гибнут миллионы ни в чем не повинных людей. Я сам  испытал фашистский террор во время своего пятилетнего пребывания в концентрационном лагере.

Несмотря на ведущуюся пропаганду о якобы жестоком обращении с военнопленными, многие немецкие солдаты сдаются в плен к русским. Здесь им живется хорошо, здесь их жизнь в безопасности. Для нас, военнопленных, война закончилась, и мы здоровыми вернемся домой к нашим семьям.

Пять лет был комсомольцем, 14 лет член Коммунистической партии

Правильность перевода подтверждаю, Ханукова 
(Ф. 17, оп. 1, д. 21, лл. 111-112) 

Платунов Евгений: 
Цитата: Платунов Евгений от 28 Ноябрь 2009, 16:33:07>>>>...

Что касается эвакогоспиталя/ЭГ 1512, упоминание о котором открывает список госпиталей в г. Славгороде (на стр. 596 в 9-м дополнительном томе Книги Памяти Алтайского края), то эту запись надо в КП Алтайского края сопроводить обязательным уточнением: с мая 1943 года до сентября 1944 года в Славгороде действовал СПЕЦгоспиталь для военнопленных с тем же номером - СГ 1512. В КП указан адрес спецгоспиталя в Славгороде: "Ленина, 6". Спецгоспиталь 1512 разместился в двух бараках (впоследствии в одном из них располагалась сельскохозяйственная школа/техникум) и был закреплен за Алтайским краем совместным приказом Народного комиссариата здравоохранения СССР и Народного комиссариата внутренних дел СССР за № 472 от 6 сентября 1943 г. Этими же директивами была утверждена 600-коечная мощность спецгоспиталя. Передислокации без санкции НКВД за весь период его существования спецгоспиталь № 1512 не подлежал (Архив ИЦ АУВД, Ф. 17, оп. 1, д. 21, л. 172).

Первый эшелон за № 5198, доставивший 338 военнопленных итальянцев, немцев, румын, венгров на лечение в Алтайский край, прибыл со станции Алексино из спецлагеря НКВД СССР № 53. Второй эшелон № 5183 с бывшими 483 солдатами Вермахта пришел в г. Славгород из спецлагеря НКВД № 188 (станция Рада) 22 мая 1943 г. К 31 мая 1943 г. военнопленных здесь насчитывалось 821 человек, в основном немцев, румын, итальянцев, венгров, австрийцев, "мадьяро-евреев" (?), словаков, русинов (Архив информационного центра Алтайского УВД, Ф. 17, оп. 1, д. 21, л. 128). Гуманность гуманностью (так же как и политкорректность), но остались в документах Архива ИЦ АУВД вот такие свидетельства настроений военнопленных: "Я даже после поражения Германии останусь национал-социалистом. А если Германия выиграет войну, то я уже русским военнопленным покажу, что значит работать. Я палкой им в этом буду помогать" (военнопленный летчик Вильгельм Мейстер - Там же, л. 68). Тот же В. Майстер: "Пусть после войны в Германии будет какая угодно система, лишь бы только не по русскому образцу. Это было бы для нас самым большим несчастьем. Я сам участвовал в воздушных боях на Кавказе, в Крыму, Севастополе и Баку, но то, что пишут советские газеты о положении на фронтах и существенных успехах русских, выглядит просто фантастикой. Я не верю, что Германия войну проиграет. Теперь с наступлением весны просохнут дороги, и удача опять будет на стороне немецких войск" (Там же, л. 76). Военнопленный Поль Вилли Пауль: "Находясь на родине, я уже был невысокого мнения о русских и сейчас этого мнения не изменил. Этим варварам никогда не выиграть войны. Как член национал-социалистической партии я шел на войну осознано, с целью борьбы против большевизма. Вся социалистическая идеология – это пустые бредни". Военнопленный Вилли Гроссман: "Русские народ глупый и невежественный, они все крадут на Западе. Сами они производить ничего не могут…" (Там же, л. 68).

Поэтому эти раненные и больные обезоруженные враги, вернее, место их излечения (а для некоторых - место смерти) вряд ли достойны упоминания на страницах печатной Книги Памяти Алтайского края - рядом с именами убитых, пропавших без вести, умерших от ран и болезней советских воинов!

<<<<
Уже через несколько лет после ликвидации данного спецобъекта сведения о его пребывании в г. Славгороде найти было достаточно проблематично. Так, в служебной записке начальника Славгородского ГО МВД капитана Камбалина Николая Петровича на имя начальника Управления МВД по Алтайскому краю Антонова Алексея Ивановича от 08.10.1947 г. указывалось, что в Славгородском ГО МВД никаких архивных документов о месте нахождения спецгоспиталя № 1512 и о наличии в нем смертности военнопленных не сохранилось. Из бесед с бывшими оперативными работниками спецгоспиталя № 1512 установлено, что специальных кладбищ для захоронения умерших отведено не было. Всех погибших вывозили в различные места, "где были готовы рвы или ямы и там сбрасывали". По свидетельствам же местных жителей, в районе Селекционной станции, расположенной на расстоянии 4-5 км от госпиталя, имелись погребения иностранцев. Однако уже к концу 1947 г. не только каких-либо опознавательных знаков, но и надмогильных холмиков там не сохранилось, так как "все привозимые сюда трупы иностранных военнопленных слегка присыпались землей, а затем зачастую извлекались собаками или зверями. Трупы либо перезахоранивали горожане, либо кости растаскивали по полю животные". Поэтому, по мнению начальника славгородского ГО МВД, на этом месте "кладбище с оперативной точки зрения и политически сохранять и восстанавливать не целесообразно, так как оно может создавать неприятное впечатление". (Из материалов исследований:
- "ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОПЛЕННЫХ ИЗ ЛАГЕРЕЙ МВД ЗАПАДНОЙ СИБИРИ НА РОДИНУ: ОБЩЕСОЮЗНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ (1945–1950-е ГОДЫ") - к.и.н., доцент, зав. кафедрой истории НФИ КемГУ Н.М. Маркдорф - http://www.ssc.smr.ru/ftp/2009/2009_2/2009_2%20_163_170.pdf
- "ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ТРУДОВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОПЛЕННЫХ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ" - "Вестник КемГУ", № 1 (41) 2010 - Н.М. Маркдорф - http://www.kemsu.ru/science/Vestniki/Vestnik_101.pdf)

Что касается эвакогоспиталя/ЭГ 1512, упоминание о котором открывает список госпиталей в г. Славгороде (на стр. 596 в 9-м дополнительном томе Книги Памяти Алтайского края), то эту запись надо в КП Алтайского края сопроводить обязательным уточнением: с мая 1943 года до сентября 1944 года в Славгороде действовал СПЕЦгоспиталь для военнопленных с тем же номером - СГ 1512. В КП указан адрес спецгоспиталя в Славгороде: "Ленина, 6". Спецгоспиталь 1512 разместился в двух бараках (впоследствии в одном из них располагалась сельскохозяйственная школа/техникум) и был закреплен за Алтайским краем совместным приказом Народного комиссариата здравоохранения СССР и Народного комиссариата внутренних дел СССР за № 472 от 6 сентября 1943 г. Этими же директивами была утверждена 600-коечная мощность спецгоспиталя. Передислокации без санкции НКВД за весь период его существования спецгоспиталь № 1512 не подлежал (Архив ИЦ АУВД, Ф. 17, оп. 1, д. 21, л. 172).

Первый эшелон за № 5198, доставивший 338 военнопленных итальянцев, немцев, румын, венгров на лечение в Алтайский край, прибыл со станции Алексино из спецлагеря НКВД СССР № 53. Второй эшелон № 5183 с бывшими 483 солдатами Вермахта пришел в г. Славгород из спецлагеря НКВД № 188 (станция Рада) 22 мая 1943 г. К 31 мая 1943 г. военнопленных здесь насчитывалось 821 человек, в основном немцев, румын, итальянцев, венгров, австрийцев, "мадьяро-евреев" (?), словаков, русинов (Архив информационного центра Алтайского УВД, Ф. 17, оп. 1, д. 21, л. 128). Гуманность гуманностью (так же как и политкорректность), но остались в документах Архива ИЦ АУВД вот такие свидетельства настроений военнопленных: "Я даже после поражения Германии останусь национал-социалистом. А если Германия выиграет войну, то я уже русским военнопленным покажу, что значит работать. Я палкой им в этом буду помогать" (военнопленный летчик Вильгельм Мейстер - Там же, л. 68). Тот же В. Майстер: "Пусть после войны в Германии будет какая угодно система, лишь бы только не по русскому образцу. Это было бы для нас самым большим несчастьем. Я сам участвовал в воздушных боях на Кавказе, в Крыму, Севастополе и Баку, но то, что пишут советские газеты о положении на фронтах и существенных успехах русских, выглядит просто фантастикой. Я не верю, что Германия войну проиграет. Теперь с наступлением весны просохнут дороги, и удача опять будет на стороне немецких войск" (Там же, л. 76). Военнопленный Поль Вилли Пауль: "Находясь на родине, я уже был невысокого мнения о русских и сейчас этого мнения не изменил. Этим варварам никогда не выиграть войны. Как член национал-социалистической партии я шел на войну осознано, с целью борьбы против большевизма. Вся социалистическая идеология – это пустые бредни". Военнопленный Вилли Гроссман: "Русские народ глупый и невежественный, они все крадут на Западе. Сами они производить ничего не могут…" (Там же, л. 68).

Поэтому эти раненные и больные обезоруженные враги, вернее, место их излечения (а для некоторых - место смерти) вряд ли достойны упоминания на страницах печатной Книги Памяти Алтайского края - рядом с именами убитых, пропавших без вести, умерших от ран и болезней советских воинов!

<<<<
Уже через несколько лет после ликвидации данного спецобъекта сведения о его пребывании в г. Славгороде найти было достаточно проблематично. Так, в служебной записке начальника Славгородского ГО МВД капитана Камбалина Николая Петровича на имя начальника Управления МВД по Алтайскому краю Антонова Алексея Ивановича от 08.10.1947 г. указывалось, что в Славгородском ГО МВД никаких архивных документов о месте нахождения спецгоспиталя № 1512 и о наличии в нем смертности военнопленных не сохранилось. Из бесед с бывшими оперативными работниками спецгоспиталя № 1512 установлено, что специальных кладбищ для захоронения умерших отведено не было. Всех погибших вывозили в различные места, "где были готовы рвы или ямы и там сбрасывали". По свидетельствам же местных жителей, в районе Селекционной станции, расположенной на расстоянии 4-5 км от госпиталя, имелись погребения иностранцев. Однако уже к концу 1947 г. не только каких-либо опознавательных знаков, но и надмогильных холмиков там не сохранилось, так как "все привозимые сюда трупы иностранных военнопленных слегка присыпались землей, а затем зачастую извлекались собаками или зверями. Трупы либо перезахоранивали горожане, либо кости растаскивали по полю животные". Поэтому, по мнению начальника славгородского ГО МВД, на этом месте "кладбище с оперативной точки зрения и политически сохранять и восстанавливать не целесообразно, так как оно может создавать неприятное впечатление". (Из материалов исследований:
- "ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОПЛЕННЫХ ИЗ ЛАГЕРЕЙ МВД ЗАПАДНОЙ СИБИРИ НА РОДИНУ: ОБЩЕСОЮЗНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ (1945–1950-е ГОДЫ") - к.и.н., доцент, зав. кафедрой истории НФИ КемГУ Н.М. Маркдорф - http://www.ssc.smr.ru/ftp/2009/2009_2/2009_2%20_163_170.pdf
- "ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ТРУДОВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОПЛЕННЫХ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ" - "Вестник КемГУ", № 1 (41) 2010 - Н.М. Маркдорф - http://www.kemsu.ru/science/Vestniki/Vestnik_101.pdf)

Материал заимствован с сайта:

http://www.aleksin-city.info/forum/viewtopic.php?f=43&t=4152

 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1823 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!