О НЕКОТОРЫХ СТРАНИЦАХ СОЗДАНИЯ АВИАЦИОННОГО ПРИКРЫТИЯ ТУЛЬСКОГО УКРЕПРАЙОНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.

20 ноября 2013 - Валерий Попов

В Московской битве в период с 30 сентября 1941 г. по 20 апреля 1942 г. с советской стороны велись боевые действия в составе: Западного, Резервного, Московского резервного, Калининского, Брянского (I ф.), Юго-западного фронтов,

Войск обороны Москвы, Московской зоны ПВО и Московской зоны обороны (МЗО) [МЗО оперативное объединение, созданное решением ставки ВГК на базе Войск обороны Москвы. Руководство МЗО осуществлялось командованием Московского военного округа. Функционировали так же Штаб войск НКВД охраны МЗО и Управление войск НКВД охраны МЗО].

В период битвы за Москву принимало участие 435 наименований авиации ВВС и ПВО, в том числе:

авиационных дивизий-39; авиационных групп-8;

отдельных авиационных полков-167;

отдельных авиационных эскадрилий-18;

авиационных и воздухоплавательных отрядов-3;

районов авиационного базирования-132;

отдельных батальонов (рот) связи управления-25;

батальонов аэродромного обслуживания и им равных-102; аэродромно-технических рот-60.

Прикрытие Москвы с воздуха осуществлял Московский корпусной район ПВО (с 06 апреля 1942 года Московский фронт ПВО), образованный по приказу Ставки Верховного главнокомандования 24 ноября 1941 года и просуществовавший до 5 апреля 1942 г. Командование противовоздушной обороной столицы осуществлял Журавлев Д.А.

Вся территория к западу от Москвы была разбита на 6 районов ПВО: Бологоевский, Сухинический, Ржевский, Вяземский, Калининский и Тульский бригадный (с 15 февраля 1942 года дивизионный) район ПВО. В составе, которого 125 истребительная авиационная дивизия ПВО (171, 495, 787 ИАП) (с 03 марта 1942 года). Командир дивизии Торопчин Н.С. Венный комиссар Западалдов Н.И.

32-ой зенитно-артиллерийский полк, 58–ой, 257-ой, 269-ый, 283, 291-ый, 352-ой отдельные зенинто артиллерийские дивизионы, 336-ой зенитно-артиллерийский дивизион; 23-ий и 72-ой отдельные зенитные бронепоезда. [10. С.10-12, 97-117,161.]

Необходимо отметить, что подготовка Тульского района ПВО к будущим боевым действиям началась сразу после начала Великой Отечественной войны. Стремительное продвижение немецко-фашистских войск на восток заставило обратить особое внимание на организацию противовоздушной обороны столицы - города Москвы.

29 июля   1941 года заместитель начальника Управления аэродромного строительства (УАС) УНКВД по Тульской области   Александр Дмитриевич Барышев представил первому секретарю   Тульского обкома партии В.Г. Жаворонкову список 14 объектов специального строительства по Тульской области с указанием ответственных лиц, условного номера и места расположения   объекта.   Документ имел ограниченный доступ под грифом «совершенно секретно», в силу установленных еще в 30-е годы правил секретности в документе отсутствуют имена и отчества руководителей - начальников:

Объект № 414 город Тула, начальник Белобрагин, главный инженер Зубаренков;

объекты №№ 390 и 390-а поселок Волово, начальник Боровков, главный инженер Иванов;

объект № 335 Чернь, Чернского района, главный инженер Рогачевский;

объект № 371 Сталиногорский район станция Маклец, начальник Курнаев, главный инженер Андрулевич;

объект № 274 Веневский район, разъезд Шелудяки, начальник Христенко, главный инженер Краснощеков; объект № 356 Калужский район, село Каракозово, начальник Мохов;

объект № 305 (под постоянный № 420) Калужский район у деревни Орешково, начальник Кокарев, главный инженер Малахов;

объект у деревни Шопино Калужского района, начальник Приходько, главный инженер Соколов;

объект № 186-а, Калужский район, село Павшино, начальник Башкатов, главный инженер Бабкин;

объект № 316 Дубенский район, село Воскресенское, главный инженер Шавронов;

объект № 473 деревня Хомяково, начальник Авербах, главный инженер Лелохин;

объект № 186 Щекино, начальник Рудаков, главный инженер Втулов;

объект № 471 Тула, Волынцево начальник Белобрагин.

Таким образом уже в июле 1941 года многочисленные объекты ПВО, находившиеся на территории Тульской области не просто были приведены в боевую готовность, но и соответствующим образом проверены, в том числе и местным руководством.

В апреле 1941 года начальником УНКВД по Тульской области был И.М.Кирюшин, он же начальник Управления аэродромного строительства, а в начале июля 1941 года его заменяет В.Н.Суходольский, начальник УНКВД по Тульской области с июля 1941 по май 1943 г. Первым заместителем начальника УАС был лейтенант госбезопасности Д.И.Крюков, на должности главного инженера был Е.Р. Явелов. Таким образом, в связи с реорганизацией НКВД СССР, произошла смена руководства в деле организации отпора немецко-фашистским захватчикам на территории Тульской области. [2. Л.112-114 ]

По аналитическому материалу, предоставленному Снимщиковым Александром Васильевичем доцентом Рязанского Военно-воздушного десантно-командного училища (ВИ) имени генерала армии В. Ф. Маргелова МО России и Сидоровым Игорем Николаевичем старшим преподавателем этого же военного института, о воздушно-десантных войсках в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., во фронтовых операциях военно-воздушный десант применялся шестикратно, в том числе трижды в ходе Битвы за Москву.

Из боев за Москву в составе Западного фронта: воздушный десант отряд майора И.Г.Старчака, 4-19 января 1942 года; воздушный десант юго-восточнее Вязьмы 18 января - 4 февраля самостоятельно и до июня 1942 года в тылу противника; Вяземская воздушно-десантная операция 18 февраля - 28 июня 1942 года. При планировании и проведении Вяземской воздушно-десантной операции для боевых действий применялись воины - десантники 4 Воздушно - десантного корпуса и использовались аэродромы Грабцево, Ржавец и Жашково. [11.С. 165, 179,180; 13.С. 262-269; 14. С. 184-193].

Информация заимствованна с сайта kozelskcyclopedia.ru/ 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 2638 просмотров
Комментарии (3)
0 # 21 ноября 2013 в 11:59 0
Валерий.

Объект № 414 город Тула это Клоковский. Был такой аэропорт в черте города. Летали когда то самолеты даже в другие города. Сегодня – бизнес, по субботам возят, у кого есть деньги на старых аннушках. Сейчас в здании бывшего аэропорта торговый центр. А строили полосу зэки ( женщины, осужденные за три колоска)жили они там в бараках. Если умирали, то хоронили рядом с взлетной полосой.

С объекта № 414 город Тула один был расстрелян НКВД в октябре 1941 г.
А могилы расстрелянных НКВД в октябре 1941 г. в лесу рядом с Тулой. Потомки до настоящего времени ухаживают за могилами.
0 # 22 ноября 2013 в 12:35 0
а объект № 186 Щекино,что за обьект?
0 # 22 ноября 2013 в 12:56 0
Денис. Видимо полевой аэродром. Как, например объект № 471 Тула, Волынцево. Там сейчас поле и памятник погибшим летчикам